Об особенностях сахалинского экспорта Дина Романова рассказала информационному агентству «Российский экспортный центр» в рамках проекта «РЭЦ спрашивает – ЦПЭ отвечает».
Как Сахалинская область развивает свой экспортный потенциал? Итоги прошлого года можно назвать позитивными?
В островном регионе уделяют большое внимание развитию и поддержке экспортно ориентированных предприятий. Продвижением этого направления занимается орган исполнительной власти – министерство экономического развития Сахалинской области, а также Центр поддержки экспорта, который был создан 1 июля 2019 года.
Главные задачи нашего Центра – вовлечение предпринимателей в экспортную деятельности, выявление и развитие их экспортного потенциала.
Говоря об особенностях развития экспорта в Сахалинской области, стоит отметить, что по итогам 2019 года наш регион занял 4 место по экспорту среди регионов РФ, объем составил – 15,19 млрд. долл. США. Традиционно большую часть в товарной структуре экспорта – 93,15 % – занимает топливо. 5,39 % – рыба и морепродукты.
Основными торговыми партнерами Сахалинской области в прошлом году оставались страны Азиатско-Тихоокеанского региона: Республика Корея, Япония, Китай.
В Сахалинской области также развит экспорт услуг. Согласно статистике Банка России, за 2019 год Сахалинская область заняла по этому показателю 13 место среди регионов РФ с объемом 514,08 млн. долл. США. Большая часть таких услуг связана с реализацией нефтегазовых проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2». Островные компании предлагают иностранным операторам большой комплекс сервиса в сферах архитектуры, инженерии и технической области.
Чего ждут региональные экспортеры от Центра поддержки экспорта?
По итогам прошлого года наш Центр оказал свыше 100 услуг 40 субъектам предпринимательства. 4 из них заключили экспортные контракты на сумму 5,4 млн. долл. США.
В основном, запросы предпринимателей связаны с тонкостями экспортной деятельности. Мы даем консультации по сертификации товаров и услуг, расчету логистических и таможенных издержек, налоговому законодательству, валютному контролю.
Также сахалинские компании активно принимают участие в обучающих мероприятиях, на которых наши спикеры подробно раскрывают те или иные нюансы внешнеэкономической деятельности.
Какие услуги Центра наиболее востребованы у сахалинских экспортеров?
Самой востребованной было и остается – участие в международных выставках. На подобных площадках происходит живое общение с потребителем и компании с большей долей вероятности могут заключить экспортный контракт.
Учитывая сегодняшние реалии, когда большинство выставок отменяется или переносится из-за пандемии, мы предлагаем нашим предпринимателям альтернативу – онлайн-проект «Выставка-презентация экспортеров Сахалинской области». Его участники получают возможность рассказать иностранным покупателям о своей компании, продукте или услуге через интерактивный выставочный стенд. В цифровом пространстве посетители стенда могут напрямую взаимодействовать с онлайн-экспонентом.
Готовый выставочный стенд примет участие в международных онлайн-выставках и форумах, куда привлекаются заинтересованные покупатели. Там наши экспортеры смогут найти бизнес-партнеров.
Какие яркие примеры историй успеха вы можете привести за последний год?
Самая яркая история успеха 2019 года – это выход на международный рынок компании «Дивия-Фарм Сахалин» с биологически активной добавкой из морской водоросли Ламинария Японика. Для компании был разработан пошаговый план и предоставлен целый комплекс услуг: консультации, помощь в таможенном оформлении, сертификации продукта, поиске партнера, подготовке презентационных материалов и коммерческого предложения. Было организовано участие «Дивия-Фарм» в международной профильной выставке во Вьетнаме, продукт был размещен на международной электронной площадке Alibaba.
Благодаря такому комплексному подходу компания заключила экспортные контракты с партнерами из Республики Корея и Украины. В настоящее время согласовываются условия контракта с компанией из Вьетнама.
Такие примеры вселяют большие надежды в те предприятия, которые еще ни разу не пытались заниматься экспортной деятельностью и сомневаются в своих возможностях.
Мы всегда говорим таким клиентам, – «Если составить пошаговый план, выработать стратегию, все четко просчитать и шаг за шагом следовать к этой цели, то все обязательно получится, а мы – Центр поддержки экспортной деятельности – приложим все усилия для того, чтобы этот путь был как можно более гладким».
Какими вам представляются перспективы регионального экспорта?
Безусловно, в рамках достижения показателей национального проекта «Международная кооперация и экспорт» Сахалинская область предпринимает все необходимые шаги. Среди главных перспективных направлений, которые позволят увеличить долю экспортной составляющей в региональной экономике можно назвать диверсификацию существующих отраслей – то есть производство продукции с более высокой добавленной стоимостью.
Расширение структуры регионального экспорта также возможно за счет формирования новых производственных кластеров – в лесопереработке, агропромышленном комплексе, экспорте транспортных услуг.
Ну и, конечно, модернизация и развитие портовой и транспортной инфраструктуры. В том числе – за счет привлечения иностранных инвесторов. Это позволит увеличить поставки по основным статьям экспорта и даже сформировать транзитный коридор «Европа – Азия».