– Как и с какой целью появился центр?
– В последнее время государство уделяет большое внимание развитию структуры экспорта Российской Федерации, в том числе увеличению доли несырьевого неэнергетического экспорта. Необходимо помогать российским предприятиям развиваться и выходить со своей продукцией на внешние рынки. Рано или поздно многие предприниматели задумываются о расширении бизнеса и выходе на зарубежные площадки. Как правильно это сделать? Можно узнать у специалистов нашего Центра. Важно отметить, что Центр поддержки экспортной деятельности – это часть инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства. Он создан 1 июля 2019 года по инициативе министерства экономического развития Сахалинской области на базе Сахалинского Фонда развития предпринимательства.
Зачастую предприниматели трактуют государственную поддержку очень однобоко: только как предоставление субсидий. В нашем случае это не так: мы оказываем нефинансовую поддержку. То есть не даем предпринимателю деньги на пополнение оборотных средств, а тратим их на то, чтобы он мог развивать свой бизнес, выходил на новые рынки, подтягивал свои бизнес-процессы к международным стандартам. А значит ему придется тоже поработать в этом направлении, чтобы вложенные государством деньги вернулись в казну в виде налогов, а экономика региона развивалась не только благодаря увеличению товарооборота, но и созданию новых рабочих мест.
– Расскажите, какие услуги предоставляет Центр поддержки экспортной деятельности?
– Весь перечень наших услуг можно условно разделить на два направления: организация деловых мероприятий и консультационно-информационная деятельность. Что касается первого, Центр помогает сахалинским экспортерам участвовать в международных выставках в России и за рубежом, организовывает участие сахалинских предпринимателей в международных бизнес-миссиях и конгрессных мероприятиях, принимает делегации иностранных предпринимателей в Сахалинской области и всячески поддерживает международные контакты сахалинских предпринимателей и их зарубежных коллег.
Хотелось бы отметить, что профессиональная международная выставка является одним из самых эффективных способов продвижения своего товара, а переговоры лицом к лицу — лучше диалога по электронной почте. Однако участие в выставках или зарубежные поездки — весьма затратное предприятие, и у малого бизнеса просто нет возможности вложить такие деньги в свое продвижение. А продукт, выпускаемый им, зачастую не только востребован на рынке, но и не имеет аналогов за рубежом. Вот тут-то и может помочь наш Центр: мы организуем коллективный стенд сахалинских экспортеров — арендуем выставочную площадь, оплачиваем регистрационный взнос и застройку стенда, готовим презентационные материалы и деловую программу. От предприятия требуется лишь приехать и отработать на стенде, продвигая свой товар или услугу, собирая контакты и договариваясь о сделках. Еще раз подчеркну, все наши услуги по организации деловых мероприятий предприниматели получают бесплатно!
– А второе направление услуг что в себя включает?
– На малом предприятии, а зачастую и на среднем нет возможности содержать отдельного специалиста по внешнеэкономической деятельности. А вопросы, связанные с особенностями таможенного, логистического или государственного регулирования поставок в ту или иную страну, банковского сопровождения сделок возникают каждый день. И Центр является таким «единым окном», куда эти вопросы можно адресовать. В ответ мы подбираем профильных экспертов и приглашаем их для проведения консультаций. Можем направить экспортера в Российский экспортный центр для получения соответствующих услуг или информации. Также мы организуем и проводим обучающие семинары по актуальным темам экспортной деятельности, куда приглашаем профильных специалистов.
Помимо вышесказанного мы создаем или переводим на иностранные языки сайты компаний и их рекламные материалы. Ведь, если предприниматель хочет продавать свой товар или услугу зарубежным покупателям, а у твоего сайта только русскоязычная версия, то навряд ли возможно будет кого-то привлечь. Центр поможет в подготовке таких материалов.
— Каким условиям должна соответствовать компания, чтобы получить ваши услуги? С какими предприятиями региона вы планируете работать, в каких сферах экономики?
– Чтобы получить нашу помощь, компания должна соответствовать двум условиям: быть зарегистрирована в Сахалинской области и соответствовать требованиям Федерального закона № 209-ФЗ в части требований к малым и средним предприятиям. Отраслевая принадлежность для нас большого значения не имеет, но мы в первую очередь развиваем отношения с теми предприятиями, которые готовы по итогам полученной от Центра поддержки заключить экспортный контракт. То есть мы должны оказывать такие услуги тем предприятиям, которые могут получать их эффективно, заключая экспортные контракты с новыми контрагентами на новых рынках. Это для нас является главным.
– Многим ли компаниям вы успели помочь?
– На сегодняшний день мы оказали 115 услуг более чем 40 предпринимателям Сахалинской области, 5 компаний по результатам полученных услуг заключили экспортные контракты. Многие компании, еще не заключили контракты, но ведут предметные переговоры и уже близки к подписанию.
– За какими услугами чаще всего обращаются предприниматели?
– Самыми популярными услугами среди предпринимателей являются организация участия в международных выставках, бизнес-миссиях и подготовка презентационных материалов. В этом году мы организовали стенды для сахалинских компаний на 8 выставочных площадках, в основном в странах Азиатско-Тихоокеанского региона: Япония, Китай, Вьетнам, Тайвань, Республика Корея. Многие предприниматели принимали в них участие впервые. На всех выставках продукция и услуги наших компаний вызывают большой интерес и популярность. Конечно, как и в любом деле, в выводе своего продукта на экспорт много сложностей, но самое главное — не бояться и не лениться, верить в себя и в свою компанию, и тогда ваш бизнес сможет покорить любые рынки.
– Расскажите о планах на предстоящий год?
– Мы также открыты для взаимодействия с нашими предпринимателями по составлению планов на 2020 год, уже сейчас нам поступают предложения о внесении в план тех или иных мероприятий. В первом полугодии у нас запланированы две бизнес-миссии иностранных предпринимателей в Сахалинскую область по туристической отрасли из Гонконга и из Республики Корея по рыбопромышленному направлению. Также запланировано участие в двух выставках в Германии: международная выставка пищевой промышленности «Зеленая неделя» и международная туристическая выставка ITB Berlin.